ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
В игры играем – память развиваем.
Говорят, у одних она большая и крепкая,
а у других совсем дырявая – не чего не
держит.
О
чем идет речь? О корзине? О кладовой? Нет, речь идет о памяти.
Память!
В ней собраны наши знания, воспоминания, опыт, бесценные сокровища ума.
Чем больше объем и прочность памяти, тем больше таких сокровищ.
Специалисты различают кратковременную
и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от
характера запоминаемого материала: моторную,
слуховую, зрительную, вербальную (словесную), логическую.
Преобладание у человека того или иного
вида памяти говорит о том, как ему легче воспринимать информацию: виде
зрительных образов или словесной информации, совершая какие-то действия или
выстраивая логические цепочки.
Очень часто эти виды памяти выступают в
определенных сочетаниях:
·
Зрительно-моторная память
необходима для выполнения работы по
образцу (списывание с доски, работа с прописями, с последующим выполнением задания
по памяти);
·
Вербально-моторная (работа со словесной инструкцией с
указанием порядка выполнения задания: написание под диктовку элементов букв,
рисование под диктовку геометрических узоров по клеточкам);
·
Логическая память
(запоминание последовательности слов,
действий в сюжетных рассказах и т.д.)
У
дошкольников преобладает непроизвольное запоминание (запоминание без цели), поэтому если вы
хотите чему-то научить ребенка-дошкольника, необходимо помнить:
§ Цель обучения должна быть эмоционально
значима для него – достигнув цели, ребенок ждет похвалы или удивления взрослого.
§ Лучше сохраняется материал, который
поразил и увлек ребенка.
§ Дети очень любят соревнование, игру.
§ Во многом внимание дошкольника зависит
от изобретательности взрослых, их фантазий.
К семи годам у ребенка начинает формироваться произвольная
память
(сознательное
запоминание), это связано с физиологическим развитием ребенка.
Предлагаем вам ознакомиться с правилами
запоминания, соблюдение которых поможет вам и вашему ребенку при обучении в
школе.
v Детская память характеризуется тем, что
заучивание похожего материала стирает предыдущий. Поэтому, прежде чем
приступить к изучению следующего учебного материала, сделайте перерыв или дайте
возможность ребенку сменить деятельность.
v Чтобы запомнить новый материал его лучше
всего учить на ночь (таблицу умножения, стихотворение и т.д.)
v Чтобы ребенок лучше запомнил новый
материал, ему при изучении необходимо задавать вопросы: о чем это? Что про это
говорится? И т.д.
Предлагаем вам несколько простых игр и
упражнений на развитие произвольной памяти.
Игра «Слово за слово»
Цель: развитие
памяти и увеличение объема памяти, расширение и активизация словаря
Взрослый начинает игру и
говорит:
«На полянке растут
цветы:….» («В лесу живут...», «В саду на деревьях растут...», «В зоопарке можно увидеть...» и т. д.)
Ребенок повторяет сказанное и добавляет
название цветка («ромашка»), третий игрок (или
вновь взрослый) повторяет всю фразу и добавляет название цветка
(«одуванчик»). И так далее. Это позволит расширить словарный запас у ребенка и
стимулирует развитие памяти.
Игра « Два предмета»
Цель:
активизация зрительной
памяти, сосредоточение ребенка на отдельных свойствах предметов. Развитие
способности по описанию свойств определять, каким предметам эти свойства принадлежат.
- Назови два предмета обладающих сразу
тремя признаками:
·
Гладкий
черный твердый...
·
Темный
тяжелый шумный...
·
Светлый
легкий блестящий...
·
Белый
мягкий съедобный...
Игра «Какой игрушки не хватает?»
Цель:
развитие зрительной памяти.
Ход
игры: Поставить перед
ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку.
Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не
хватает?»
Игру
можно усложнить:
а) увеличить количество игрушек;
б) ничего не убирать, а только менять игрушки
местами.
Играть можно 2-3 раза в неделю (игрушки
меняются).
Переверни страницу
Читая ребенку сказку или рассматривая с
ним картинки, предложите ему запомнить картинку, а потом переверните и задайте
несколько вопросов по картинке
-
сколько мячей было в
комнате?
- сколько окон?
- куклы сидели или стояли?
- были ли на окнах цветы?
- сколько детей было в комнате и т.д.
Помогут в развитии памяти и разучивание
стихотворений, перессказывание сказок, выполнение заданий по памяти:
- нарисуй 3 квадрата, 1 круг и первую
фигуру зачеркни;
- нарисуй 4 треугольника, 2 овала, 2 и 3
фигуры разукрась красным карандашом и т.д.
В игры играем – внимание развиваем.
Уважаемые родители, быстро пролетит лето
и ваш ребенок пойдет в школу, и, наверное, вам не безразлично как он будет
учиться. Одним из условий успешного обучения ребенка в школе является развитие
произвольного, преднамеренного внимания, т.е. умение действовать без
отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.
Что же такое – ВНИМАНИЕ?
Внимание
это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность
сознания на какой-либо объект.
У малышей преобладает непроизвольное внимание, т.е. в
сознании у них фиксируется то, что ярко, эмоционально, привлекательно. У вашего ребенка уже необходимо формировать произвольное внимание. Его развитие во
многом позволит облегчить процесс
обучения в начальной школе, когда от ребенка
потребуется делать не то, что хочется, а то, что необходимо.
Предлагаем вам несколько простых игр и
упражнений на развитие внимания у вашего ребенка.
1. «Найди игрушку».
Цель: развитие зрительного внимания, умения
по описанию находить предметы.
Задание: по описанию взрослого нужно найти
игрушку (предмет) находящуюся в комнате. Если ребенок выиграл, поменяйтесь
ролями: пусть теперь он не называя предмет, опишет его, а вы попробуете найти.
2. «Найди отличие»
Цель: развитие умения концентрировать
внимание на деталях.
Задание: ребенок рисует любую не сложную
картинку (дом, человечек и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается.
Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен
заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться
ролями.
3. «Чего не стало?»
Цель: развитие зрительного внимания.
Задание: перед ребенком раскладывается несколько
игрушек (от 5 до 10) или предметов (шахматные фигуры, костяшки домино, пуговиц
и др.) и просят запомнить. Затем ребенок отворачивается, а взрослый убирает
один или несколько предметов. Повернувшись, ребенок должен сказать чего не
стало. По такому же принципу проводится игра
4. Домино, лото, шашки, мозаика.
5.
Раскрашивание по образцу
и рисование элементарных узоров по клеткам по образцу.
6. Выкладывание из палочек, спичек, пуговиц фигур, узоров, предметов по образцу.
7.
Списывание, спечатывание текстов.
8. Игры
на развитие слухового внимания: «Узнай по голосу?» (отвернувшись, ребенок должен узнать,
кто его позвал: мама, папа, бабушка или дедушка); «Слушай хлопки» (ребенок
должен повторить ритмический рисунок хлопков, который только что слышал от
взрослого).
9.
Вычеркивание заданных
букв из печатного текста: «Найди и зачеркни все буквы «У» из статьи в газете.
10. Для того чтобы ребенок учился управлять
своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух, выполняя какое-то
поручение или самостоятельно играя проговаривать порядок действий.
В игры играем
– восприятие развиваем.
Детство – пора удивительных открытий. Мир предстает
притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Чтобы
правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только
каждый отдельный предмет (дом, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс
каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). Объединить отдельные свойства предметов и
создать целостный образ помогает восприятие - процесс отражения
человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии
на органы чувств.
Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать
окружающий мир, а учится этому. Развитие восприятия, имеет очень важное
значение в общем развитии детской психики. Без этого невозможно формировать ни
память, ни мышление, ни воображение ребёнка. Вместе с тем развитие восприятия
имеет большое значение для подготовки дошкольника к поступлению в школу.
Школьное обучение уже с первых дней предъявляет
большие требования к умению ребенком внимательно слушать учителя, умению
сознательно наблюдать за тем, что он показывает во время урока, и пр.
Важную роль в развитии восприятия в дошкольном
возрасте имеет изобразительная деятельность и игры, в частности игры
дидактические. Интересная игра привлекает внимание то теми, то другими
особенностями предметов и заставляет ребёнка более точно, более сознательно их
воспринимать.
1. Игры на формирование у детей целостного образа
предмета.
- Разрезные картинки, пазлы, кубики с картинками, мозаика,
конструктор.
- Лото-вкладки
- Игры-головоломки, на воссоздание из
геометрических фигур образных изображений
2. Упражнения на совершенствование зрительного
анализа, осмысленности восприятия.
- Узнавание контурных или силуэтных изображений
предметов.
Какие предметы изображены? Назови их.
- Узнавание точечных или пунктирных изображений
предметов, геометрических фигур, букв, цифр.
Какие предметы изображены? Назови их.
- Узнавание зашумленных
(перечеркнутых) или наложенных друг на друга изображений предметов,
геометрических фигур, буквенного или цифрового материала.
Какие буквы и цифры написаны здесь? Назови.
- Нахождение заданной фигуры (буквы, цифры) в
ряду других (например в газетной статье)
- Найди и обведи все треугольники.
- Поиск отличий в сходных изображениях.
- Поиск в предметных или сюжетных картинках
недостающих или неадекватных деталей.
3. Упражнения на развитие зрительно-пространственного
восприятия и зрительной памяти
- Различение правильно и зеркально изображенных
буквенных и цифровых знаков.
Напишите ряды цифр и букв некоторые из которых
написаны не правильно и предложите ребенку найти и зачеркнуть написанные
неправильно.
- Сопоставление букв (цифр), выполненных разными
видами печатного и рукописного шрифта.
Какие буквы написаны? Сколько их?
- Выделение в предметах (геометрическом или
буквенно-цифровом материале) сходных деталей и группировка их на этой основе.
Раздели все буквы на 3 группы. Чем похожи эти буквы?
Раздели геометрические фигуры на 3 части.
- Срисовывание по образцу фигуру или букву;
- Складывание из палочек фигуру (по образцу);
- Дополнение недостающего элемента фигуры или
буквы;
- Соотнесение буквы с предметами (по
представлению) (О - обруч, З - змея);
- Реконструирование буквы, добавляя элемент
(например, из А -Л -Д).
- Детям очень нравится игра «Чья цепочка
длиннее»?
Напишете букву и предложите ребенку превратить ее в
другую. В какой цепочке получится больше букв.
Комментариев нет:
Отправить комментарий