пятница, 3 марта 2017 г.

Подготовка к школе

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ


В игры играем – память развиваем.
Говорят, у одних она большая и крепкая, а у других  совсем дырявая – не чего не держит.
О чем идет речь? О корзине? О кладовой? Нет, речь идет о памяти.
Память!  В ней собраны наши знания, воспоминания, опыт, бесценные сокровища ума. Чем больше объем и прочность памяти, тем больше таких сокровищ.
Специалисты различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, слуховую, зрительную, вербальную (словесную), логическую.
Преобладание у человека того или иного вида памяти говорит о том, как ему легче воспринимать информацию: виде зрительных образов или словесной информации, совершая какие-то действия или выстраивая логические цепочки.
Очень часто эти виды памяти выступают в определенных сочетаниях:
·             Зрительно-моторная память
необходима для выполнения работы по образцу (списывание с доски, работа с прописями, с последующим выполнением задания по памяти);
·             Вербально-моторная (работа со словесной инструкцией с указанием порядка выполнения задания: написание под диктовку элементов букв, рисование под диктовку геометрических узоров по клеточкам);
·             Логическая память
(запоминание последовательности слов, действий в сюжетных рассказах и т.д.)
У дошкольников преобладает непроизвольное запоминание (запоминание без цели), поэтому если вы хотите чему-то научить ребенка-дошкольника, необходимо помнить:
§   Цель обучения должна быть эмоционально значима для него – достигнув цели, ребенок ждет похвалы или удивления взрослого.
§   Лучше сохраняется материал, который поразил и увлек ребенка.
§   Дети очень любят соревнование, игру.
§   Во многом внимание дошкольника зависит от изобретательности взрослых, их фантазий.
К семи годам у ребенка начинает формироваться произвольная память
(сознательное запоминание), это связано с физиологическим развитием ребенка.
 Предлагаем вам ознакомиться с правилами запоминания, соблюдение которых поможет вам и вашему ребенку при обучении в школе.
v  Детская память характеризуется тем, что заучивание похожего материала стирает предыдущий. Поэтому, прежде чем приступить к изучению следующего учебного материала, сделайте перерыв или дайте возможность ребенку сменить деятельность.
v  Чтобы запомнить новый материал его лучше всего учить на ночь (таблицу умножения, стихотворение и т.д.)
v  Чтобы ребенок лучше запомнил новый материал, ему при изучении необходимо задавать вопросы: о чем это? Что про это говорится? И т.д.
Предлагаем вам несколько простых игр и упражнений на развитие произвольной памяти.

Игра «Слово за слово»
Цель: развитие памяти и увеличение объема памяти, расширение и активизация словаря
Взрослый начинает игру и говорит:
«На полянке растут цветы:….» («В лесу живут...», «В саду на деревьях растут...»,  «В зоопарке можно увидеть...» и т. д.)
 Ребенок повторяет сказанное и добавляет название цветка («ромашка»), третий игрок (или  вновь взрослый) повторяет всю фразу и добавляет название цветка («одуванчик»). И так далее. Это позволит расширить словарный запас у ребенка и стимулирует развитие памяти. 

Игра « Два предмета»
Цель: активизация зрительной памяти, сосредоточение ребенка на отдельных свойствах предметов. Развитие способности по описанию свойств определять, каким предметам эти свойства принадлежат.
- Назови два предмета обладающих сразу тремя признаками:
·        Гладкий черный твердый...
·        Темный тяжелый шумный...
·        Светлый легкий блестящий...
·        Белый мягкий съедобный...

Игра «Какой игрушки не хватает?»
Цель:  развитие зрительной памяти.
Ход игры: Поставить перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросить ребенка   отвернуться и убрать одну игрушку.
Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?»
Игру можно усложнить:
 а) увеличить количество игрушек;
 б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами.
Играть можно 2-3 раза в неделю (игрушки меняются).
    
 Переверни страницу
Читая ребенку сказку или рассматривая с ним картинки, предложите ему запомнить картинку, а потом переверните и задайте несколько вопросов по картинке
- сколько мячей было в комнате?
- сколько окон?
- куклы сидели или стояли?
- были ли на окнах цветы?
- сколько детей было в комнате и т.д.
Помогут в развитии памяти и разучивание стихотворений, перессказывание сказок, выполнение заданий по памяти:
- нарисуй 3 квадрата, 1 круг и первую фигуру зачеркни;
- нарисуй 4 треугольника, 2 овала, 2 и 3 фигуры разукрась красным карандашом и т.д.

В игры играем – внимание развиваем.

Уважаемые родители, быстро пролетит лето и ваш ребенок пойдет в школу, и, наверное, вам не безразлично как он будет учиться. Одним из условий успешного обучения ребенка в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания, т.е. умение действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.
Что же такое – ВНИМАНИЕ?
Внимание это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на какой-либо объект.
 У  малышей преобладает непроизвольное внимание, т.е. в сознании у них фиксируется то, что ярко, эмоционально, привлекательно.  У вашего ребенка уже необходимо формировать произвольное внимание. Его развитие во многом позволит облегчить  процесс обучения в начальной школе, когда от ребенка  потребуется делать не то, что хочется, а то, что необходимо.
Предлагаем вам несколько простых игр и упражнений на развитие внимания у вашего ребенка.
1.  «Найди игрушку».
Цель: развитие зрительного внимания, умения по описанию находить предметы.
Задание: по описанию взрослого нужно найти игрушку (предмет) находящуюся в комнате. Если ребенок выиграл, поменяйтесь ролями: пусть теперь он не называя предмет, опишет его, а вы попробуете найти.

2. «Найди отличие»
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Задание: ребенок рисует любую не сложную картинку (дом, человечек и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

3. «Чего не стало?»
Цель: развитие зрительного внимания.
Задание: перед ребенком раскладывается несколько игрушек (от 5 до 10) или предметов (шахматные фигуры, костяшки домино, пуговиц и др.) и просят запомнить. Затем ребенок отворачивается, а взрослый убирает один или несколько предметов. Повернувшись, ребенок должен сказать чего не стало. По такому же принципу проводится игра

4. Домино, лото, шашки, мозаика.
5. Раскрашивание по образцу и рисование элементарных узоров по клеткам по образцу.
6. Выкладывание из палочек, спичек, пуговиц фигур, узоров, предметов по образцу.
7. Списывание, спечатывание текстов.
8. Игры на развитие слухового внимания: «Узнай по голосу?» (отвернувшись, ребенок должен узнать, кто его позвал: мама, папа, бабушка или дедушка); «Слушай хлопки» (ребенок должен повторить ритмический рисунок хлопков, который только что слышал от взрослого).
9. Вычеркивание заданных букв из печатного текста: «Найди и зачеркни все буквы «У» из статьи в газете.
10. Для того чтобы ребенок учился управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух, выполняя какое-то поручение или самостоятельно играя проговаривать порядок действий.

В игры играем – восприятие  развиваем.

Детство – пора удивительных открытий. Мир предстает притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (дом, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию).  Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие - процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.               
Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. Развитие восприятия, имеет очень важное значение в общем развитии детской психики. Без этого невозможно формировать ни память, ни мышление, ни воображение ребёнка. Вместе с тем развитие восприятия имеет большое значение для подготовки дошкольника к поступлению в школу.
Школьное обучение уже с первых дней предъявляет большие требования к умению ребенком внимательно слушать учителя, умению сознательно наблюдать за тем, что он показывает во время урока, и пр.                                           
Важную роль в развитии восприятия в дошкольном возрасте имеет изобразительная деятельность и игры, в частности игры дидактические. Интересная игра привлекает внимание то теми, то другими особенностями предметов и заставляет ребёнка более точно, более сознательно их воспринимать.
1. Игры на формирование у детей целостного образа предмета.
- Разрезные картинки, пазлы, кубики с картинками, мозаика, конструктор.
- Лото-вкладки
- Игры-головоломки, на воссоздание из геометрических фигур образных изображений


2. Упражнения на совершенствование зрительного анализа, осмысленности восприятия.
- Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов.
Какие предметы изображены? Назови их.

- Узнавание точечных или пунктирных изображений предме­тов, геометрических фигур, букв, цифр.
Какие предметы изображены? Назови их.

- Узнавание зашумленных (перечеркнутых) или  наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур, буквенного или цифрового материала.
Какие буквы и цифры написаны здесь? Назови.

- Нахождение заданной фигуры (буквы, цифры) в ряду других (например в газетной статье)
- Найди и обведи все треугольники.
  

- Поиск отличий в сходных изображени­ях.
- Поиск в предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей.
3. Упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти
- Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков.
Напишите ряды цифр и букв некоторые из которых написаны не правильно и предложите ребенку найти и зачеркнуть написанные неправильно.
- Сопоставление букв (цифр), выполненных разными видами печатного и рукописного шрифта.
Какие буквы написаны? Сколько их?

- Выделение в предметах (геометрическом или буквенно-цифровом материале) сходных деталей и группировка их на этой основе.
Раздели все буквы на 3 группы. Чем похожи эти буквы? Раздели геометрические фигуры на 3 части.
- Срисовывание по образцу фигуру или букву;
- Складывание из палочек фигуру (по образцу);
- Дополнение недостающего элемента фигуры или буквы;
- Соотнесение буквы с предметами (по представлению) (О - обруч, З - змея);
- Реконструирование буквы, добавляя элемент (например, из А -Л -Д).
- Детям очень нравится игра «Чья цепочка длиннее»?
Напишете букву и предложите ребенку превратить ее в другую. В какой цепочке получится больше букв.


Комментариев нет:

Отправить комментарий