среда, 21 февраля 2018 г.


Как не пропустить одаренность. Развиваем своего одаренного ребенка
Кто такой одаренный ребенок?
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя не учитывать и роль психологических механизмов саморазвития личности.
Среди современных концепций одаренности самая популярная – теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:
·         способности выше средних,
·         креативность,
·         включенность в задачу.
Хорошо ли быть одаренным?
Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Но далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется.
Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей "специальности".
Одаренность в школе
Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе.
Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность: умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то "пять", то "два"): блестяще по одному предмету и "так себе" по другому.
Особый вид одаренности — творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Как распознать одаренного ребенка и правильно с ним обращаться?

Точного определения одаренности не существует. Но есть множество более-менее общепризнанных критериев. Теоретики от педагогики насчитывают до 30 качеств, которые «образуют» талантливого ребенка.
В перечне много очевидных черт:
  • Ребенок начал ходить и говорить раньше сверстников;
  • Рано заинтересовался числами, рисованием, пением, игре на музыкальных инструментах;
  • У него хорошая память и речь;
  • Любознателен;
  • Способен к нестандартным решениям и т.п.
Есть и весьма неожиданные показатели детской одаренности:
  • Оригинальное чувство юмора;
  • Поиск отличий верного и ошибочного.
Степень талантливости тоже подлежит измерению. Здесь выделяют 4 уровня:
1. Очень способные в чем-то одном;
2. Талантливые во всем равномерно, но не с такой силой, как первые в чем-то одном;
3. Одаренные во всем равномерно, а в одном – феноменально;
4. Просто универсальные гении.
Также выделяют ТРИ ПРИЗНАКА ВУНДЕРКИНДА:
1. Ребенок много читает (не смотрит телевизор, не играет в компьютерные игры, а именно читает);
2. Ребенок получает заметное удовольствие от интеллектуальной деятельности. Его не возможно оторвать от головоломки;
3. У ребенка есть взрослые друзья, общение с которыми для него интересней, чем со сверстниками.
 Семья способна развить  творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте. Именно родители первыми замечают одаренность ребенка.
Можно выделить следующие признаки одаренности по возрастам:
1.       1-3 года: Сильное  любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за несколькими событиями, большой словарный запас, увлеченность словесными раскрашиваниями, развитая речь, употребление сложных слов и предложений. Повышенная концентрация внимания на чем-то одном, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна, способности к рисованию, музыке, счету, нетерпеливость и порывистость, изобретательность и богатая фантазия.
2.       4- 7 лет: Отличная память, яркое воображение, нечеткость в разграничении реальности и фантазии, преувеличенные страхи, эгоцентризм, тонкая моторная координация, предпочитает общество старших детей и взрослых. Добр, открыт, понятлив; превосходное владение искусством речевой коммуникации; выдающаяся любознательность, изобретение собственных слов, склонность к активному исследованию окружающего; острое реагирование на несправедливость.
3.       8-17 лет: Успех во многих начинаниях, высокие результаты, потребность в коллекционировании, классификации, с удовольствием принимает сложные и долгосрочные задания, великолепное чувство юмора, развитая оперативная память, сформированность навыков логического мышления, выраженная установка на творческое выполнение заданий, владение основными компонентами умения учиться, оригинальность словесных ассоциаций, построение четкого образа предстоящей деятельности, создание в воображении альтернативных систем.
4.       Взрослый период (после 18 лет). Легкость усвоения новых идей и знаний, комбинирование знаний оригинальными способами, гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях. Отлично развиты навыки общения, открыт, дружелюбен, ценит юмор. Живое и непосредственное воображение. Не подавляет своих чувств и эмоций. Активен, настойчив, энергичен, склонен к риску. Нетерпелив при выполнении рутинной работы, предпочитает сложные задания. Независим в суждениях и поведении.
Главной задачей родителей одаренного ребенка является помочь ему найти свое место в жизни и стать счастливым. Для этого необычайно важно верное соотношение того, на что родители обращают внимание, чему улыбаются, что хвалят и что выделяют, рассказывая о поведении ребенка.
Так, награды за готовность помочь, терпение, упорство, ответственность, щедрость души, оптимизм, храбрость и честность отнюдь не менее значимы, чем поощрения за выдающиеся математические способности или абсолютный слух.
Родительские оценки – это ориентиры ребенка в окружающем мире.
Ребенок узнает, что он может или не должен делать в реальности.
Как происходит открытие ребенком собственной одаренности, своего отличия от других детей? Правильное поведение родителей определяет этот процесс.
Важно, чтобы ребенок вовремя понял, что способности и интересы других могут быть на ином уровне или в иной сфере, нежели его собственные. Это позволит смягчить плохое поведение, которое выражается в заносчивости, в стремлении поправить, продемонстрировать собственные познания.
Уровень интеллектуального развития позволяет одаренным анализировать собственное поведение, но не следует переоценивать интеллект.
Взрослость и одаренность – это разные вещи.
Здоровое восприятие обеспечивается чувством общности со всеми людьми, пониманием морально-нравственных качеств, ценных в обществе. Почти во всем одаренный ребенок такой же, как и все другие дети, а уникален лишь в чем-то немногом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий