пятница, 30 марта 2018 г.


ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
Школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционального мира личности.
Эмоциональное здоровье школьника зависит от внешних и внутренних факторов. Среди внешних, важнейшую роль играет школа. Отбор в школу, школьные достижения и неудачи, особенности педагогического взаимодействия – всё это и многое другое способно создать напряжение у школьников в связи с процессом обучения. 
Переживая событие, ребенок учится быть хозяином своего опыта. Он овладевает “техникой жизни”: учится анализировать ситуацию, выдвигать гипотезы по её решению, выбирать инструмент для проверки гипотезы, пользоваться им, анализировать полученный результат. В итоге, становится эффективным и успешным в разрешении проблемных и кризисных ситуаций и ситуациях успеха.
В психическое здоровье входит такое понятие как эмоциональное здоровее личности. Его формирование особо важно в школьный период развития личности. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление, он получает новые знания, умения, навыки - создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Кроме успеваемости одним из важных факторов развития личности  школьника является состояние его эмоционального здоровья.
Эмоциональное здоровье – это именно та категория, без которой трудно понять происхождение способностей преодолевать трудности, преобразовывать негативные эмоции, сохранять стабильность своей жизни.
Основными элементами при сохранении эмоционального здоровья является:
1.Расширение спектра эмоциональных реакций, понимание своих эмоций и свободное их выражение в рамках допустимого.
2.Понимание эмоций других людей и  принятие их такими какие есть.
3.Эмоциональное реагирование на эмоции других людей, способствующее взаимопониманию между ними.
4.Осознание неадекватности некоторых своих эмоциональных реакций.
5.Коррекция и творческое преобразование негативных эмоций.
Основные принципы системы:
1. Диалогичность.
Важен внутренний диалог самого ребенка с позиции сходства и различия себя с другими и с самим собой ранее. Признание собственного совершенства или  несовершенства – это процесс, требующий огромной работы над собой.
2. Направленность на сложности.
Поощряется активная позиция в преодолении более сложных заданий. Сложная задача воспринимается как очередной поворот в жизни, как возможность внутреннего роста. Приходит понимание необратимости своего развития, своей жизни, своего опыта при отказе от возможности справиться с трудностью.
3. Направленность на творчество.
Эффективность  творческой направленности в том, что важнее не “уйти от эмоции”, а преобразовать её. Это преобразование должно носить творческий характер.
4. Самораскрытие.
Способность раскрыть свой внутренний мир – это возможность развития не только того, кто говорит о своих чувствах и переживаниях, но и  того, кто получает, слушает эти откровения. Самораскрытие позволяет “снять с души камень”, посмотреть на себя со стороны, ощутить радость от того, что ты услышан, что тебя понимают и принимают таким какой ты есть.
5. Строгий отбор впечатлений.
Впечатление – не просто жизненный опыт, переходящий в знания; оно надолго, а иногда и на всю жизнь, запомнившийся факт, явление. “Находиться под впечатлением” означает, что человек действует, мыслит, воспринимает мир в соответствии с эмоциональной сутью впечатления. Чем сильнее впечатление, тем дольше оно может управлять человеком.
Это касается и отбора литературных произведений как на уроках, так и для внеклассного чтения. Отбор фильмов для совместного просмотра, отбора экскурсий, путешествий, выставок.
Духовный мир ребенка не может пустовать. Он обязательно наполнится, однако исключительным долгом родителя и учителя является ознакомление личности с такими образцами человеческого творения, которые посеют в нем зерна духовных идей, из которых затем вырастут убеждения, мировоззрения, моральные устои развитого человека.

Комментариев нет:

Отправить комментарий