ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ
Школьный возраст
является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционального мира
личности.
Эмоциональное здоровье
школьника зависит от внешних и внутренних факторов. Среди внешних, важнейшую
роль играет школа. Отбор в школу, школьные достижения и неудачи,
особенности педагогического взаимодействия – всё это и многое другое способно
создать напряжение у школьников в связи с процессом обучения.
Переживая событие,
ребенок учится быть хозяином своего опыта. Он овладевает “техникой жизни”:
учится анализировать ситуацию, выдвигать гипотезы по её решению, выбирать
инструмент для проверки гипотезы, пользоваться им, анализировать полученный
результат. В итоге, становится эффективным и успешным в разрешении проблемных и
кризисных ситуаций и ситуациях успеха.
В психическое здоровье
входит такое понятие как эмоциональное здоровее личности. Его формирование особо
важно в школьный период развития личности. Учебная деятельность становится для
него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое
мышление, он получает новые знания, умения, навыки - создает необходимую базу
для всего своего последующего обучения. Кроме успеваемости одним из важных факторов
развития личности школьника является
состояние его эмоционального здоровья.
Эмоциональное здоровье
– это именно та категория, без которой трудно понять происхождение способностей
преодолевать трудности, преобразовывать негативные эмоции, сохранять
стабильность своей жизни.
Основными
элементами при сохранении эмоционального здоровья является:
1.Расширение
спектра эмоциональных реакций, понимание своих эмоций и свободное их выражение
в рамках допустимого.
2.Понимание
эмоций других людей и принятие их такими
какие есть.
3.Эмоциональное
реагирование на эмоции других людей, способствующее взаимопониманию между ними.
4.Осознание
неадекватности некоторых своих эмоциональных реакций.
5.Коррекция
и творческое преобразование негативных эмоций.
Основные принципы
системы:
1. Диалогичность.
Важен внутренний диалог
самого ребенка с позиции сходства и различия себя с другими и с самим собой
ранее. Признание собственного совершенства или несовершенства – это процесс, требующий
огромной работы над собой.
2. Направленность на
сложности.
Поощряется активная
позиция в преодолении более сложных заданий. Сложная задача воспринимается как
очередной поворот в жизни, как возможность внутреннего роста. Приходит
понимание необратимости своего развития, своей жизни, своего опыта при отказе
от возможности справиться с трудностью.
3. Направленность на
творчество.
Эффективность творческой направленности в том, что важнее
не “уйти от эмоции”, а преобразовать её. Это преобразование должно носить
творческий характер.
4. Самораскрытие.
Способность раскрыть
свой внутренний мир – это возможность развития не только того, кто говорит о
своих чувствах и переживаниях, но и того, кто получает, слушает эти откровения.
Самораскрытие позволяет “снять с души камень”, посмотреть на себя со стороны,
ощутить радость от того, что ты услышан, что тебя понимают и принимают таким
какой ты есть.
5. Строгий отбор
впечатлений.
Впечатление – не просто
жизненный опыт, переходящий в знания; оно надолго, а иногда и на всю жизнь, запомнившийся
факт, явление. “Находиться под впечатлением” означает, что человек действует,
мыслит, воспринимает мир в соответствии с эмоциональной сутью впечатления. Чем
сильнее впечатление, тем дольше оно может управлять человеком.
Это касается и отбора литературных
произведений как на уроках, так и для внеклассного чтения. Отбор фильмов для совместного
просмотра, отбора экскурсий, путешествий, выставок.
Духовный мир ребенка не
может пустовать. Он обязательно наполнится, однако исключительным долгом родителя
и учителя является ознакомление личности с такими образцами человеческого творения,
которые посеют в нем зерна духовных идей, из которых затем вырастут убеждения,
мировоззрения, моральные устои развитого человека.
Комментариев нет:
Отправить комментарий