ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ
Как правило, когда мы
слышим о плохом поведении ребенка в школе, большинству из нас представляется
ученик начальной школы, который носится на переменах, не слушает учителя,
подкладывает кнопки одноклассникам и на задней парте играет в игры.
Поведение – совокупность
поступков, действий, способов общения, принятых в той или иной сфере
взаимодействия, совершаемых согласно убеждениям, взглядам, полученному
воспитанию. Негативные проявления – это совокупность отрицательных поступков
или действий отклоняющихся от общепринятых норм.
Хорошее поведение способствует:
1.Безопасности самого ребенка и остальных
учащихся.
2.Плодотворному учебному процессу. В школе
практически в каждом классе (особенно в начальных) висит памятка поведения
детей в школе, которая определяет правила поведения и с которой знакомят всех
ребят.
3. Обычно такая памятка состоит из 3 частей:
- поведение ребенка на уроках;
- поведение на переменах;
- поведение на территории школы. Большое количество вводных
вступительных занятий с первых классов посвящены теме «Правила поведения детей
в школе», в классе учитель развешивает рисунки детей о правилах поведения в
школе.
Когда мы говорим о
«плохом поведении», это значит, что оно идет вразрез с установленными
правилами, порядком из-за разницы во взглядах, недостатка воспитания.
Под плохим поведением часто также понимается неадекватное и
агрессивное поведение ребенка.
Естественно, родитель
ответственен за воспитание ребенка, а также за привитие ребенку определенных
навыков, норм этикета и хорошего тона. А как быть, если все это есть: и
воспитание, и понимание того, как нужно себя вести, и что такое «хорошо». Но
поведение страдает, классный руководитель устал вызывать родителей на
родительское собрание по поводу поведения ребенка в школе.
Кроме того, поведение
детей в школе и дома может кардинально различаться: с одной стороны, домашние
«шалости» превращаются в прилежных учеников, находясь в школе. С другой
стороны, учителя постоянно жалуются на поведение, казалось бы, спокойного
послушного домашнего ребенка в школе.
Попробуем выяснить
причины плохого поведения ребенка в школе и дать некоторые советы, как
исправить агрессивное поведение ребенка в школе, как научить ребенка хорошему
поведению.
Причины:
1.Психологический тип
ребенка.
Более эмоциональные,
гиперактивные и импульсивные дети чаще отличаются непослушанием, всплесками
эмоций, молниеносной сменой настроения, излишней обидчивостью, болтливостью.
Поведение гиперактивного ребенка характеризуется неусидчивостью, тревожностью,
недостатком внимания, совершением опасных действий, отсутствием контроля
двигательной активности.
Дети-интроверты,
напротив, страдают угнетением внешней активности, тревогой, страхами,
склонностью таить в себе многочисленные переживания.
Совет: давать детям эмоциональную разрядку, на переменах позволять
принимать участие в активных играх. Вне школы обязательно посещение спортивных
секций, бассейна, танцевальных студий. Дома как можно больше разговаривать и
заниматься совместно уроками с ребенком, постепенно формировать усидчивость с
помощью настольных игр.
2.Освоение территории.
Своим поведением (негативным как нам кажется) ребенок для
себя познает:
- что можно, а что нельзя, т.е. границы дозволенного;
- проверяет реакцию взрослых, учителей, одноклассников на его
выходки, шалости и «подвиги».
Совет: пытаться с первого
раза пресечь попытки «озорства», сразу ограничить круг разрешенных действий.
3.Отсутствие должного воспитания, культуры общения:
- ребенок – перебивает учителя, не выполняет его просьбы;
- «подворовывает» у одноклассников;
- не признается в содеянном, сваливая вину на других;
- ужасно ведет себя в столовой;
- на рабочем месте (парте) беспорядок, вещи разбросаны по всему
классу.
Совет: ежедневное
кропотливое воспитание в ребенке правил хорошего тона, навыков самообслуживания,
правил поведения детей в школе.
4.Лидерские качества ребенка.
В этом случае, плохое поведение – это своеобразный бунт ребенка на
различные запреты, указания, приказы, попытки нравоучений со стороны взрослых.
Подобным образом ребенок пытается самоутвердиться, показать собственное «я»,
что он «личность», отличная от других.
Совет: прислушиваться к
ребенку, развивать его задатки, проявления характера в лучшую сторону, поощрять
инициативу, быть другом и советчиком.
5.Попытка привлечь внимание.
Порой для ребенка плохое поведение в школе – единственный способ
привлечь внимание родителей, занятых другими детьми в семье, собственной
карьерой, внутренними проблемами между собой.
Совет: как можно больше
уделять времени ребенку, предлагать совместные игры и отдых с другими братьями
и сестрами, чаще выбираться вместе на природу, пикник; обсуждать дела в школе,
отношения со сверстниками, приглашать друзей в гости.
6.Низкая самооценка ребенка.
Неуверенность в себе, в собственных достижениях порождают отсутствие
мотива к учебе («Зачем стараться и пытаться что-то делать, все равно ничего не
получится»).
Совет: чаще одобрять
положительные поступки, добрые слова и отношения к кому-либо, хвалить за
попытки исправиться, за успех в любой сфере деятельности ребенка.
7.Подражание.
Это присуще больше всего ребятам в подростковом возрасте 11-16
лет, когда в классе существует неформальный (или формальный) лидер с
заработанным авторитетом, который может диктовать свои правила. Ребенок
неосознанно пытается ему подражать, чтобы его признали за «своего»,
самостоятельного.
Совет:
- быть ближе к ребенку, - объяснять, что сила и мощь человека в
знаниях, образовании.
Комментариев нет:
Отправить комментарий